Что такое объекты страхования: обзор объектов по отраслям в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое объекты страхования: обзор объектов по отраслям в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Соотношение заключается в следующем:

  • объект – это имущественно-материальный интерес, а не какое-либо физическое или юридическое лицо, страхователь же и застрахованное лицо – это субъекты страхования, то есть лица, непосредственно участвующие в соответствующих правоотношениях;
  • интерес есть всегда, в то время как субъект (застрахованное лицо) может отсутствовать (к примеру, при имущественной страховке);
  • интерес (при личной страховке) может присутствовать как у страхователя, так и у застрахованного, либо совместно у указанных лиц (если страхователь и застрахованный – не одно и то же лицо).

Что такое объекты страхования: обзор объектов по отраслям в 2021 году

В страховой практике объект страхования зависит от разновидности страховки:

  • личная (жизни, от НС и болезней, медицинское);
  • имущественная (имущества, предпринимательских, финансовых рисков, гражданско-правовой ответственности).

Имущественное страхование

В соответствии с ч. 2 ст. 929 ГК, в РФ заключаются соглашения следующих типов:

  • непосредственно имущества от рисков его гибели, утраты;
  • бизнес-рисков;
  • гражданско-правовой ответственности за урон, который был нанесен другим физлицам и организациям;
  • своей ответственности за невыполнение условий заключенного контракта.

В силу ч. 4, ч. 5 и ч. 6 ст. 4 Закона 4015, от конкретного вида страхования зависит и объект:

Вид страховки Объектом страхования является во всех случаях интерес имущественного характера, непосредственно связанный с риском…
Имущества Гибели имущественно-материальной ценности, или ее недостачи, или ее повреждения
Бизнес-рисков Получения убытков от предпринимательской работы вследствие несоблюдения контрагентами условий заключенных договоренностей, или вследствие издания нормативных актов, ухудшающих положение предпринимателя, или вследствие неполучения ожидаемой в определенном периоде прибыли

Основной сутью КАСКО является защита транспортных средств от их гибели или повреждения в результате различных непредвиденных и неблагоприятных событий, таких как:

  • ДТП по вине страхователя;
  • пожар, взрыв, наводнение, цунами и прочие техногенные и природные явления;
  • падение на автомобиль предметов городской инфраструктуры, деревьев, снега и льда с крыш;
  • незаконные действия третьих лиц (угоны, взломы, битье стекол, механическое повреждение элементов кузова и др.).

Внимание! Объектом будет являться имущественно-материальный интерес страхователя, связанный с риском прекращения возможности нормального владения, пользования и распоряжения автомобилем из-за возникновения вышеуказанных неблагоприятных событий.

ВСС: прогнозный рост страхового рынка России 2021 – 5-10%

В Российской Федерации заключать страховой договор ОСАГО обязаны практически все собственники автомототранспортных средств, кроме случаев, которые указаны в ч. 3 и ч. 4 ст. 4 ФЗ № 40 от 25. 04. 2002 “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 40).

Объект определен в ч. 1 ст. 6 ФЗ № 40. Там сказано, что им являются имущественно-материальные интересы страхователей, которые связаны с риском возникновения у них обязанности по компенсации ущерба здоровью или имуществу других лиц, нанесенного при использовании автомототранспортного средства, прописанного в договоре “автогражданки”.

Важно! Автовладелец покупает страховой полис ОСАГО, чтобы не платить из собственного кармана за тот ущерб, который он нанесет в процессе езды на своем автомобиле другим участникам дорожного движения – пешеходам, пассажирам и водителям других ТС.

В России действует обязательное страхование гражданской ответственности собственников опасных вещей, предметов и агрегатов, которое осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренными ФЗ № 225 от 27-го июля 2010-го года “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 225).

Об объекте данного вида страховки сказано в ч. 1 ст. 3 ФЗ № 225. Согласно нормам данной части, им являются имущественные интересы собственника опасного предмета, вещи или агрегата, которые связаны с возникновением у него обязанности по компенсации вреда, нанесенного каким-либо лицам в результате нарушения нормального функционирования опасного объекта – то есть при его повреждении, разрушении, взрыве и в иных случаях.

Вид страхования Премии, 2020, млрд рублей, оценка Оценка темпов прироста взносов, 2020/2019, % Прогноз базовый, 2021, млрд рублей (%) Прогноз консерва-тивный, 2021, млрд рублей (%) Ключевые факторы, оказывающие влияние на прогноз
Страхование жизни 433 5,8 530 (20-25%) 510 (15-20%) Положительное влияние окажут: снижение ставок по депозитам и кредитам, рост интереса граждан к инвестиционным продуктам, снижение минимальной суммы для входа, различные медицинские и прочие опции.
Страхование от несчастных случаев и болезней 200 6,7 210 (5-6%) 205 (2-3%) Поддержку сегменту окажут снижение ставок по кредитам, продление на 2021 год программы льготной ипотеки. Сдерживать развитие будут замедление темпов кредитования, изменение потребительского поведения населения
Добровольное медицинское страхование 180 -0,4 170 (минус 5-6%) 165 (минус 8-10%) Положительный эффект за счет распространения франшиз и полисов с ограниченным набором услуг, а также включение телемедицинских услуг взамен классических. Давление окажут снижение спроса на продукт ДМС в связи с сокращением расходов предприятиями.
Страхование автокаско 169 -0,9 173 (2-3%) 165 (минус 2-3%) Давление окажет снижение платежеспособности населения, позитивное влияние – низкие ставки по кредитам
Страхование прочего имущества ЮЛ 113 9,4 118 (3-5%) 113 (~ 0%) Инфляционный рост, влияние общеэкономических трендов, возможны единоразовые эффекты от заключения или отказа от заключения (переноса) крупных контрактов
Страхование имущества граждан 70 -2,6 75 (6-8%) 72 (2-3%) Драйверы роста – продвижение полисов банками, снижение ставок по ипотеке
ОСАГО 215 0,0 215 (~ 0%) 215 (~ 0%) Стагнация в условиях отсутствия драйверов роста
Прочие виды страхования 150 4,8 159 (4-6%) 155 (2-3%)
Страховой рынок non-life 1 097 2,4 1 120 (2-3%) 1 090 (0 – минус 1%)
Страховой рынок в целом (life + non-life) 1 530 3,3 1 650 (7-9%) 1 600 (4-5%)

В связи с продлением господдержки ипотечного кредитования и продлением льготной ставки для соответствующих категорий граждан ожидается прирост сборов в сфере страхования ипотечных и потребительских кредитов (в том числе жизнь и здоровье заемщиков, несчастный случай).

ДМС

Добровольное медицинское страхование, страхование выезжающих за рубеж и страхование трудовых мигрантов, а также корпоративное страхование малого и среднего бизнеса скорее всего просядет и принесет убытки страховщикам ввиду пандемии и сложной экономической ситуации.

Отметим, что уже сейчас у ведущих страховых компаний наблюдаются изменения в сфере ДМС: отмена полисов для родственников сотрудников (за счет средств предприятий), увеличение стоимости и поднятие тарифов, сужение списка клиник, которые мог бы выбрать застрахованный, снижается и размер страховой суммы по базовым программам.

Изменения по страховым взносам в 2021 году

  • Реализация законодательных инициатив и нормативных актов, направленных на повышение регуляторной нагрузки на участников рынка страхования, перераспределение функционала ранее созданной отраслевой автоматизированной инфраструктуры и искусственное изменений сложившихся бизнес-процессов.
  • Сокращение зоны компетенций страховых медицинских организаций и уровня РВД на обеспечение их деятельности и, как следствие, существенное снижение вероятности построения модели ОМС, основанной на классических страховых принципах.
  • Отсутствие прогресса в реализации некоторых стратегических задач по развитию страхового рынка, в том числе в области разработки региональных программ страхования жилья и развития инструментов стимулирования в сфере страхования.
  • Необходимость комплексного совершенствования системы финансового обеспечения ответственности туроператоров и повышения прозрачности рынка туриндустрии.

Весь рынок страхования в 2020 г. вырастет на 3,3% до 1,5 трлн руб., ожидают аналитики «Эксперт РА». В 2019 г. сектор стагнировал (1,48 трлн руб. премий) из-за падения сборов по страхованию жизни, которое вытягивало рынок последние годы за счет инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). В этом году страхование жизни возобновило рост: по итогам девяти месяцев он составил 15,5% (120,5 млрд руб.). Разочаровавшись в ИСЖ, россияне переключились на накопительное страхование жизни (НСЖ): за девять месяцев продажи этих полисов выросли на 30%. Росту способствовал и подъем в сегменте страхования жизни заемщика, который был вызван ускорением кредитования, прежде всего — ипотеки.

В следующем году страхование жизни останется драйвером рынка, считают аналитики «Эксперт РА» и опрошенные VTimes страховщики.

По прогнозу агентства, премии в этом виде страхования вырастут на 20–25% (530 млрд руб.) в 2021 г., по консервативному — на 15–20% (510 млрд). Росту будет способствовать сохранение низких ставок по депозитам и увеличение интереса граждан к различным инвестиционным инструментам. Изменения в налогообложении доходов с депозитов с 2021 г. и снижение порога входа для полисов ИСЖ и НСЖ также поддержат страхование жизни. Дополнительным стимулом станет добавление популярных медицинских опций (онкориски, чек-апы, телемедицина и др.) в полисы страхования жизни на фоне активно развивающегося тренда на повышенное внимание граждан к своему здоровью.

Сильнее всего от пандемии пострадает добровольное медицинское страхование (ДМС). Большая часть договоров ДМС традиционно заключается в I квартале, поэтому основной эффект негативного влияния эпидемии, как ожидается, проявится именно в 2021 г., считают в «Эксперт РА». Результатом замедления деловой активности и сокращения расходов предприятиями станет снижение премий по ДМС на 8–10% (165 млрд руб.) в консервативном сценарии и на 5–6% (170 млрд) в базовом. Это при условии, что по итогам 2020 г. сборы ДМС составят 180 млрд руб. Сегмент поддержит продвижение более доступных полисов с франшизами или усеченным набором рисков, а также включение в покрытие недорогой, по сравнению с классическим поликлиническим обслуживанием, телемедицины, что позволит клиентам не отказываться от ДМС, но снизить расходы на него.

Аналитики НКР полагают, что по итогам этого и следующего года продажи в ДМС будут падать на 3%, хотя в абсолютных цифрах сборы составят так же 170 млрд руб. (сборы по итогам 2020 г. составят 175 млрд). На 3%, прогнозируют аналитики, упадет и каско: давление на полисы окажут падение продаж новых автомобилей, рост доли продуктов с франшизой и высокая конкуренция.

Страхование автокаско, которое находится в высокой зависимости от платежеспособности населения и ставок по кредитам, продемонстрирует небольшой рост (+2–3%, или 173 млрд руб.) в базовом сценарии, считают в «Эксперт РА», и сокращение (на 2–3%, 165 млрд) — в случае консервативного.

Большинство крупнейших видов non-life страхования в 2021 г. будет стагнировать, считают в «Эксперт РА». Поддержку сегментам страхования от несчастных случаев и болезней, а также страхованию имущества физлиц окажут снижение ставок по кредитам, продление программы льготной ипотеки и активное продвижение страховых продуктов через банковский канал.

В базовом сценарии размер премий по страхованию от несчастных случаев и болезней вырастет на 56%, или 210 млрд руб., в консервативном — на 2–3%, или 205 млрд, по страхованию имущества физических лиц — на 6–8% (75 млрд руб.) и 2–3% (72 млрд) соответственно. В то же время размер сборов по ОСАГО ввиду обязательности этого вида будет стабилен при обоих сценариях: рынок не вырастет ни в этом году, ни в следующем, сборы на 215 млрд руб. будут держаться на уровне 2019 г. Страхование имущества юридических лиц, по базовому прогнозу, ожидает умеренный прирост на 35%, или 118 млрд руб., по консервативному — стагнация.

Правительство разработало и утвердило Правила финансирования строительства и реконструкции объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе реализуемых при жилищном строительстве, с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, включая порядок отбора проектов строительства и реконструкции объектов инфраструктуры для осуществления указанного финансирования.

По смыслу норм рассматриваемого постановления под специализированным обществом проектного финансирования понимается общество, 100 % акций (долей участия) которого принадлежит единому институту развития в жилищной сфере, и специализированное общество, 100 % акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежит иной организации, определенной Правительством РФ.

Отбором объектов инфраструктуры будет заниматься Межведомственная комиссия при Минстрое России.

При реализации проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированным обществом предоставляются денежные средства на основании договоров займа со специализированным обществом. Кроме того, они получают следующие меры господдержки:

  • субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированного общества по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям;
  • предоставление госгарантий субъектов Российской Федерации в целях обеспечения исполнения денежных обязательств заемщиков по договорам займа со специализированным обществом.

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.

Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.

Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.

2. Пополнен список необлагаемых грантов

В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО

С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА

С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)

С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:

  • реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
  • при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
  • при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
  • Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ по-прежнему остается главным правовым документом, который содержит общие требования к работникам и работодателям по обеспечению промбезопасности. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы государственной политики для рассматриваемой области. Они серьезно различаются для разных отраслей деятельности: разумеется, требования безопасности для металлургии и атомной энергетике будут сильно разниться.

Поэтому для их уточнения разрабатывались дополнительные правовые акты, которые содержали конкретные правила выполнения разных видов работ для отдельных отраслей промышленности. Они получили унифицированное название федеральных норм и правил. Эти документы издавались в разное время с 1970 по 2019 годы и регулярно пересматривались и дополнялись.

Однако формальный подход к пересмотру такой документации, который часто имел место при выполнении такой работы, оказался недостаточным. Поэтому Правительство инициировало реализацию проекта регуляторной гильотины, который предполагал анализ всего объема действующей правовой базы на предмет упразднения правовых документов, содержащих избыточные, устаревшие или дублирующиеся нормы. В значительной степени это коснулось и области промышленной безопасности.

Изменения в законодательстве: что будет с бизнесом в 2021 году

Изменения в законодательстве по промышленной безопасности привели к тому, что под нож регуляторной гильотины попало множество правовых документов, составлявших костяк нормативной базы для этой области. По результатам пересмотра было принято решение об отмене:

  • 113 приказов Ростехнадзора;
  • 39 нормативных документов Госгортехнадзора, который был предшественником Ростехнадзора;
  • 25 актов Правительства;
  • 2 документа Минприроды;
  • 1 документ Минэнерго.

В результате с 1 января 2021 года были упразднены 180 правовых документов, на основании которых выполнялось регулирование области промышленной безопасности. Под упразднение правовых документов попали самые ответственные отрасли, включая экспертизу промышленной безопасности, маркшейдерские работы, опасные производства, изготовление взрывчатых веществ и т.д. Для устранения законодательных пробелов по этой сфере требовалось принятие срочных решений.

Несмотря на необходимость объемной законодательной работы, включая изменения в экспертизе промышленной безопасности, решено было уделить приоритетное внимание разработке федеральных норм и правил, которые бы устанавливали нормы выполнения работ в опасных отраслях промышленности. Наличие таких требований становится критически важным с точки зрения минимизации уровня травматизма на производстве и частоты выявления профессиональных заболеваний.

Конечно, эту работу поручили профильному ведомству – Ростехнадзору. Контролирующая организация действительно проделала большую работу и создала 38 федеральных норм и правил для разных отраслей промышленности. Все они уже вступили в действие с 1 января 2021 года, таким образом закрыв собой образовавшиеся пробелы.

Все указанные нормативные документы будут действовать только до 1 января 2027 года. Таким образом, срок их действия составляет шесть лет. Это значит, что ответственное ведомство предполагает продолжить работу по актуализации сформулированных нормативов и к окончанию обозначенного срока, вероятно, представит новые документы, которые будут содержать продуманные положения, отвечающие современному состоянию науки, экономики и техники по соответствующему профилю работы. Сейчас предполагается, что такая актуализация правовых документов станет основополагающим принципом российского законодательства, который будет реализовываться на регулярной основе.

В настоящее время продолжается рассмотрение законопроекта, представленного Ростехнадзором, который предполагает внесение изменений в основной правовой акт, устанавливающий принципы государственной политики по промбезопасности. Проект нормативного документа в установленном порядке был размещен на Федеральном портале проектов для прохождения необходимых процедур – общественного обсуждения, антикоррупционной экспертизы и оценки регулирующего воздействия.

Основные изменения в правилах промышленной безопасности, отраженные проектом, включали следующие позиции:

  • внедрение новой классификации производственного и технологического оборудования;
  • более четкое сужение области промышленной безопасности за счет исключения из нее смежных тематик, таких как безопасность сооружений и проч.;
  • уточнение принципов проведения плановых проверок на основании графика, составленного с учетом риск-ориентированного подхода к деятельности организации;
  • введение дополнительных требований к осуществлению аудита безопасности производственных предприятий;
  • определение механизмов внедрения дистанционного контроля за работой оборудования в промышленных организациях;
  • дополнительные нормативы, касающиеся осуществления работ в отдельных направлениях, характеризующихся повышенной опасностью для персонала, граждан и состояния окружающей среды.

Однако результаты оценки регулирующего воздействия, выполненной Министерством экономики, показали недостаточный уровень проработанности проекта. Ведомство высказало ряд существенных замечаний к тексту представленного документа, основными из которых можно назвать:

  • невыполнение принципов подхода регуляторной гильотины, которые становятся обязательными для всех компонентов российского законодательства;
  • недостаточная прозрачность предлагаемых механизмов государственного контроля за работой промышленных производств;
  • присутствие избыточных или устаревших предложений по методам осуществления такого контроля;
  • недостаточная степень гармонизации документа с другими правовыми актами в этой области;
  • иные замечания.

В результате текст документа был направлен на доработку, окончательные сроки завершения которой пока неизвестны. В течение всего этого времени федеральный закон № 116-ФЗ будет действовать в прежнем виде без ограничений.

Повсеместное распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 и угроза заражения большого количества людей вызвали настороженность, если не сказать панику, во всех ведущих мировых государствах. Почти все страны ввели исключительно серьезные меры по противодействию увеличению количества случаев заражения, и почти всегда такие меры были связаны с ограничениями экономического или производственного характера.

Это не могло не сказаться на результатах работы производственных и иных предприятий, которые не замедлили заметно снизиться. В таких условиях основной задачей Правительства стало нахождение баланса между сохранением жизнеспособности организаций и защитой граждан от возможного заражения. Для этого был разработан длинный ряд мер, которые имели спефицический характер в зависимости от конкретной отрасли, где они применялись. Разумеется, это коснулось и промышленного производства.

Для этой сферы весной 2020 года было принято Постановление Правительства от 03.04.2020 N 440, которое продлило срок действия ряда разрешительных документов, выданных предприятиям. Известно, что в области промышленной безопасности для выполнения особых видов работ необходимо оформление большого числа документов, включая допуски, наряды, удостоверения и так далее, а их отсутствие становится нарушением законодательства, которое может повлечь за собой крупные штрафы.

Но при этом процесс первичного получения и переоформления такой документации, выполняемый в государственных органах, зачастую сопряжен с большим скоплением людей, что в условиях распространения коронавирусной инфекции создает серьезную угрозу заражения. Кроме этого, в период так называемого карантина, который был объявлен весной 2020 года, значительная часть государственных учреждений была полностью закрыта, поэтому обменять или иным образом актуализировать требующие этого документы у их владельцев не было никакой возможности. Поэтому для значительной части разрешений и других документов, срок действия которых истек в 2020 году, период их применения был продлен на 12 месяцев. Таким образом, если владелец заранее озаботится необходимостью замены заканчивающегося документа, он сможет в удобное время записаться на прием и осуществить такую замену.

Поскольку изменение аттестации промышленной безопасности и другие нормы, введенные постановлением № 440, показали свою эффективность в плане разгрузки государственных органов, позднее вышло дополнительное Постановление Правительства от 1 октября 2020 года № 1580, которым был уточнен и дополнен список разрешений с продленным сроком действия. Самыми важными из них эксперты считают:

  • лицензии на осуществление работы химически опасных и взрывоопасных производств, подлежащие переоформлению по причине смены адреса. Срок действия такой документации продлен до 1 января 2022 года;
  • аттестационные свидетельства и иные документы, подтверждающие результаты прохождения проверки знаний по промышленной безопасности. Срок их действия продлен до 1 июля 2021 года;
  • удостоверения по охране труда, электробезопасности и некоторые другие, срок действия которых тоже продлевается до 1 июля 2021 года.

Указанные сроки представляют собой конечные даты, до наступления которых перечисленные документы должны быть актуализированы. В противном случае организации грозит серьезное наказание, предусмотренное действующим КоАП – например, в форме крупного денежного штрафа. При этом руководство предприятия может по собственному выбору произвести необходимые процедуры и соответствующие замены ранее, до наступления указанных дат.

Логика выбора перспективной отрасли в 2021

Объектом страхования является интерес владельца имущества. Он может быть представлен как нематериальными ценностями (жизнью, здоровьем, трудоспособностью), так и материальными (имуществом, недвижимостью, автомобилем). Под субъектом же страхования подразумеваются лица, которые непосредственно участвуют в заключении договора страхования, т. е. страхователь и страховщик, а также третьи лица, к числу которых относятся застрахованный человеком и выгодоприобретатели.

Существует много классификаций страховки: в зависимости от формы, по роду опасности, по территориальному признаку, по организационно-правовой форме страховщика и, в частности, по объектам страховой защиты.

Вид страхования — страхование однородных объектов от свойственных им страховых рисков. Для каждого вида страховки обычно необходимо создание специальных правил ведения страховых операций и определения специфичной системы тарифных ставок.

Страхование, исходя из объектов, подразделяется на два вида: имущественное и личное.

  1. страховка имущества (водного, наземного, воздушного транспорта, грузов и других видов имущества);
  2. страховка ответственности (гражданской ответственности собственников автомобилей, гражданской ответственности лиц, осуществляющих перевозки, гражданской ответственности учреждений, которые являются источником высокой опасности, ответственности за невыполнение своих обязательств, профессиональной ответственности, страховка других видов ответственности);
  3. страховка предпринимательских рисков (которое включает страховку предпринимательских и финансовых рисков).

К объектам имущественной страховки относятся имущественные интересы, которые связаны:

  1. с владением, использованием и распоряжением имуществом (имеется ввиду страхование имущества);
  2. с обязанностью застрахованного лица возместить причиненный другим гражданам вред (страхование гражданской ответственности);
  3. с занятием предпринимательской деятельностью (страхование предпринимательских рисков).
  1. страховка жизни (включающае страховку на дожитие до определенного возраста, смешанную страховку, страховку на случай смерти, страховку детей до бракосочетания, страховку пенсии, ренты, страховку расходов для оплаты профессионального образования);
  2. страховка от болезней и несчастных случаев (страховка: детей; учеников; работников за счет средств предприятия; спортсменов; обязательная страховка государственных работников; обязательная страховка пассажиров общественного транспорта и другие);
  3. медицинская страховка (в случае болезни или ущерба здоровью, в случае хирургического вмешательства, а также лечения в стационаре, на случай установления протезов, для граждан, которые выезжают за рубеж и тому подобное).

Стоит отметить, что также существует еще особый вид страхования, называемая обязательной страховкой наиболее опасных объектов производства. Что же подразумевает сам законодатель, когда речь идет об опасных объектах, владельцы которых должны их застраховать? Речь тут идет об объектов представляющих наиболее высокий уровень опасности, которые располагаются на территории РФ и подлежат безотлагательному занесению в гос. реестр. И происходят данные действия в согласии с законодательной базой об производственных объектах, которые главным образом олицетворяют собой потенциальную опасность, либо же внесены в Российский реестр гидротехнических построек в соответствии с законодательством о безопасном состоянии гидротехнических сооружений.

Перечень самых опасных объектов производства, включает в себя объекты, на которых:

  1. производят, изготовляют, перерабатывают, используют, добывают, хранят, транспортируют либо же
    вовсе уничтожают наиболее опасные виды веществ. К ним относятся те что могут самовозгораться, окислятся, приводят к взрывам, являются ядовитыми или токсичными, высокотоксичными, а также представляющими вред для окружающей природной среды);
  2. применяют оборудование, которое работает под давлением больше 0,07 МП или при температуре воды превышающей 115 градусов по Цельсию;
  3. применяют работу грузоподъемных механизмов, эскалаторы фуникулеры, канатные дороги (в том числе в этом списке можно найти: лифты и эскалаторы, установленные в домах или же в торговых центрах, кафе и ресторанах, в госучреждениях, а также других объектах, которые своей работой обеспечением и гарантируют здоровую жизнедеятельность граждан);
  4. расплавляют черные, а также цветные металлы, в том числе сплавы на базе этих расплавов;
  5. ведут работы в горных районах, работы для обогащения различных полезных ископаемых, и даже в подземных условиях.

В числе гидротехнических сооружений с уровнем повышенной опасности, относят и здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и другие водовыпускные постройки, плотины, туннели, станции, дамбы, которые служат ограждением или преградой, хранилищем отходов промышленного и сельхоз организаций и другого подобного этому.

Обзор изменений законодательства: январь 2021

В Российской Федерации заключать страховой договор ОСАГО обязаны практически все собственники автомототранспортных средств, кроме случаев, которые указаны в ч. 3 и ч. 4 ст. 4 ФЗ № 40 от 25. 04. 2002 “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 40).

Объект определен в ч. 1 ст. 6 ФЗ № 40. Там сказано, что им являются имущественно-материальные интересы страхователей, которые связаны с риском возникновения у них обязанности по компенсации ущерба здоровью или имуществу других лиц, нанесенного при использовании автомототранспортного средства, прописанного в договоре “автогражданки”.

Важно! Автовладелец покупает страховой полис ОСАГО, чтобы не платить из собственного кармана за тот ущерб, который он нанесет в процессе езды на своем автомобиле другим участникам дорожного движения – пешеходам, пассажирам и водителям других ТС.

Объектом при потребительском и ипотечном кредитовании являются интересы заемщика (залогодателя) имущественного характера, связанные с риском необходимости дальнейшего погашения денежного обязательства перед банком в связи с наступлением каких-либо неблагоприятных событий, перечень которых находится в зависимости от вида оформленной страховки.

Физическое лицо может оформить следующие виды страховок:

Отечественная страховая отрасль, являясь важной частью финансовой индустрии страны, развивается неотрывно как от национального, так и глобального контекста.

Международный финансовый, а значит, и страховой рынок испытывает на себе в настоящее время воздействие разнонаправленных тенденций. С одной стороны, взрывной рост новых технологий ведет к усилению финансовых взаимосвязей и доступности услуг между странами, предприятиями, физическими лицами. С другой стороны, политическое вмешательство приводит к созданию новых торговых барьеров и финансовому протекционизму.

Самыми насущными проблемами глобальных финансовых рынков являются несовершенство регулирования, цифровая революция и макроэкономические риски.

С точки зрения проблемы регулирования Россия является частью системы, созданной после мирового финансового кризиса членами G-20 и координируемой Советом по финансовой стабильности (СФС).

Во исполнение решений двадцатки и СФС Банк России осуществляет меры по совершенствованию регулирования и оптимизации регуляторной нагрузки на участников финансового рынка.

В отношении банковского сегмента введено пропорциональное регулирование и реализованы международные стандарты Базель II и Базель III.

Аналогичные меры предполагается предпринять и в страховом секторе при реализации международного стандарта Solvency II.

Неотъемлемой частью внедрения этих нововведений являются оценка их последствий и эффективные консультации регулятора и участников рынка с целью исключения избыточного регулирования и повышения нерациональной нагрузки. Подобная работа Банком России и объединением страховщиков ведется на постоянной основе.

Кроме того, в соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе, заключенном в 2014 году, Минэкономразвития России, Минфин России и Банк России участвуют в работе по гармонизации законодательства государствчленов ЕАЭС в сфере регулирования финансового рынка и формирования к 2025 году единого рынка в области банков, ценных бумаг и страхования.

Правительство Российской Федерации и Банк России уделяют особое внимание развитию взаимодействия с партнерами по БРИКС.

Активное участие в международных интеграционных процессах, в том числе в таких как сотрудничество между странами БРИКС в области международных финансов и построение общего финансового рынка государств ЕАЭС, наряду с позитивными возможностями создания максимально благоприятных условий для населения и бизнеса, а значит, обеспечения устойчивого экономического роста, влечет за собой необходимость постоянной и системной оценки рисков и своевременного реагирования на сопутствующие таким процессам внешние вызовы.

Влияние цифровой революции кардинально меняет финансовые рынки с точки зрения каналов дистрибуции, управления активами и защиты персональных данных. Кроме того, цифровая революция добавляет в матрицу риск-менеджмента всех (и финансовых, и не финансовых) организаций новые информационные риски (киберриски), которые должны быть учтены для обеспечения непрерывности операционных бизнес-процессов.

Цифровизация устранила ряд традиционных барьеров входа на рынок и расширила линейку предложения. Все это приводит, с одной стороны, к росту конкуренции и децентрализации, но с другой, появление гигантских технологических компаний, таких как Фейсбук, Алибаба, Самсунг и т.п. создает предпосылки для доминирования финтехплатформ в результате возможности агрегирования больших данных, не поддающегося ограничению при нынешнем уровне регулирования.

В КНР, к примеру, 92% студентов осуществляют все свои платежи через мобильные устройства, используя при этом возможности, предоставленные облегченными режимами регулирования для сегмента недорогих товаров и услуг[1]. К глобальным макроэкономическим рискам, в первую очередь, относятся реальные и номинальные низкие ставки, как в кратко, так и долгосрочном плане. Устойчивые низкие ставки могут негативно сказаться на финансовой системе двояким образом: стимулируя аппетит к риску за пределы сдержанности и создавая проблемы для устойчивости генераторов «длинных денег», в частности страховщиков жизни и пенсионных фондов. (К примеру, по данным Европейского управления страхованием и профессиональными пенсиями более 50% европейских страховщиков жизни гарантировали своим клиентам инвестиционный доход, превышающий процент по 10-летним облигациям[2]). Это не может не сказываться на финансовой устойчивости и ведет к попытке ее восстановления за счет более высокорисковых операций.

На уровне государственной политики это подталкивает к попытке повлиять в свою пользу на глобальный спрос путем проведения протекционистской политики и конкурентной девальвации. Для того чтобы избежать негативных последствий подобной политики, которая уже проявилась в торговых войнах и санкционных режимах, нужны скоординированные международные действия.

Вышеуказанные мировые тенденции находят свое отражение в деятельности российского мегарегулятора – Центрального банка Российской Федерации. В Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации (ОНФ РФ) на каждый очередной период они анализируются и адаптируются к национальным целям и мероприятиям по развитию.

Необходимо отметить, что Банк России при подготовке ОНФ РФ проводит консультации с объединениями банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов. Такой подход, очевидно, обусловлен

стремлением регулятора к консолидации усилий всех участников финансового рынка для реализации своих инициатив.

Применительно к страхованию ОНФ РФ определяют такие значимые векторы взаимодействия и реализации как:

— обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации;

— повышение уровня доступности и качества финансовых услуг для населения;

Потенциал страховой отрасли можно раскрыть, определив основные направления и сформировав стимулы для ее развития. Переход к целевой модели развития страхового рынка позволит ему в большей мере выполнять свою ключевую миссию – поддержание экономической безопасности, обеспечение социальной защиты граждан и предоставление долгосрочных инвестиций для развития экономики.

Развитие страхового рынка носит инерционный характер. За последние пять лет доля страхования в ВВП России выросла на 0,2 п.п.: в 2012 году значение показателя было на уровне 1,2%, по итогам 2017 года оно составило 1,4%. Для сравнения, в странах Евросоюза отношение страховой премии к ВВП по различным источникам составляет в среднем от 6,13%[3] до 8%[4]. Уровень проникновения страхования в России также невысок (по итогам 2017 года объем страховой премии в расчете на одного жителя России составил всего 8,7 тыс. рублей), что, помимо низких доходов населения, и низкой доли среднего класса – основного потребителя страховых услуг, также свидетельствует об отсутствии действенных стимулов к приобретению страховой защиты и недостаточно высоком доверии к институту страхования.

В то же время, страховой рынок имеет значительный потенциал, который можно реализовать, определив основные направления развития, выявив и преодолев имеющиеся препятствия.

В настоящей Стратегии рассматриваются те основополагающие задачи, выполнение которых требует законодательных изменений. При этом на базе Всероссийского союза страховщиков на постоянной основе осуществляется деятельность, направленная на развитие и решение проблем страхового рынка.

Ключевые меры, предложенные в Стратегии, направлены на расширение страхового рынка и развитие его инфраструктуры, реализацию потенциала страхования жизни, повышение доверия к институту страхования, противодействие страховому мошенничеству, исключение избыточной регуляторной нагрузки, совершенствование ОСАГО и реформирование сферы ОМС.

Новое для бухгалтера в 2021 году

Страховой рынок сегодня:

Реализуемая в настоящее время в Российской Федерации модель осуществления обязательного медицинского страхования (ОМС) не базируется на классических страховых принципах, предусматривающих передачу ответственности за управление рисками страховым медицинским организациям (СМО). Отсутствуют такие основные страховые функции, как рисковая и инвестиционная, существенно урезана организационная составляющая деятельности СМО. Все это препятствует полноценному использованию страховых механизмов для финансирования оказания медицинской помощи гражданам. Кроме того, на рынке отсутствует взаимосвязь между обязательным (ОМС) и добровольным медицинским страхованием (ДМС), что приводит к дублированию одних и тех же услуг в рамках указанных видов страхования и не способствует экономии затрат ни бюджетных средств, ни средств компаний-страхователей по ДМС.

Сфера ОМС в России требует совершенствования в свете развития отечественной системы здравоохранения в направлении пациентоориентированности: повышения качества и доступности медицинской помощи.

Обязательное медицинское страхование является одним из действенных механизмов решения государственных задач по повышению основных показателей здоровья населения и увеличению продолжительности жизни в стране.

Современная российская модель финансирования здравоохранения может быть охарактеризована как смешанная, в рамках которой одновременно действуют как формальные институты ОМС, так и механизмы государственно-распределительной системы. При наличии в сфере ОМС конкурирующих страховых медицинских организаций (СМО) их потенциал на текущий момент используется недостаточно. В настоящее время СМО при осуществлении деятельности по обязательному медицинскому страхованию не несут страховых рисков, они выполняют важный, но ограниченный набор административных функций, не располагая при этом адекватным механизмом влияния на повышение качества и эффективности работы медицинских организаций, поведение потребителей и снижение издержек в сфере ОМС.

В сфере ОМС отсутствуют механизмы, способствующие рациональному потреблению застрахованными медицинских услуг. Несмотря на динамичный рост затрат на здравоохранение, очевидно требуется повышение мотивации к применению концепции «бережливое производство».

Несмотря на то, что определение границ ОМС является необходимым и важнейшим направлением дальнейшего реформирования системы здравоохранения, и, в том числе самой сферы ОМС, в настоящее время программа государственных гарантий не конкретизирована и не лимитирована – не соблюден баланс между финансовой обеспеченностью и заявленными гарантиями бесплатной медицинской помощи. Отсутствие конкуренции между медицинскими

организациями; размытие средств обязательного медицинского страхования, предназначенных для оплаты случая лечения, через ежемесячное финансирование медицинских организаций по подушевому нормативу прикрепленного населения, исключает принцип «деньги идут за пациентом» и провоцирует развитие необоснованных платных медицинских услуг и теневых платежей.

СМО, являясь плательщиком за оказанную медицинскую помощь, не имеют достаточных возможностей влиять на тарифную политику в сфере ОМС. Тарифы устанавливаются соглашением между членами Комиссии по разработке территориальной программы ОМС субъекта Российской Федерации. У СМО нет права на их дифференциацию в зависимости от качества предоставляемой

медицинской помощи застрахованному контингенту.

Объемы медицинской помощи, подлежащие оплате за счет средств ОМС, распределяются между СМО и медицинскими организациями указанной Комиссией в рамках утвержденных объемов и стоимости территориальной программы ОМС на соответствующий год. Риски по оплате сверхнормативных объемов медицинской помощи, оказываемых медицинскими организациями, из всех участников отношений в рамках обязательного медицинского страхования несут только СМО, при отсутствии возможности формирования соответствующих резервов, то есть, не имея соответствующих источников финансирования.

Механизма дофинансирования медицинской помощи сверх утвержденных программой ОМС объемов нет. Данный вопрос законодательно не урегулирован.

В действующей модели обязательного медицинского страхования отсутствует система перераспределения медицинской помощи между медицинскими организациями с учетом качественных показателей и потребностей ее предоставления застрахованным. СМО в настоящее время не имеет возможности направлять граждан в другие медицинские организации, оказывающие более качественную медицинскую помощь, что не способствует повышению качества и доступности медицинской помощи.

У СМО отсутствуют действенные механизмы влияния на медицинские организации, позволяющие существенно ограничить практику приписок и назначения необоснованного лечения, что впрямую влияет на эффективность расходования государством ресурсов.

Из-за отсутствия дифференциации размера штрафных санкций к СМО страховые организации вынуждены платить Территориальным фондам обязательного медицинского страхования штрафы, несоразмерные тяжести допущенных нарушений. Это отвлекает средства, передаваемые государством СМО для выполнения возложенных на них действующим законодательством Российской Федерации функций.

Необходимые меры:

8.1. Проработка поэтапного перехода к модели ОМС, основанной на классических страховых принципах (рисковой модели), с закреплением статуса СМО, проведение пилотных проектов в отобранных регионах.

8.2. Подготовка предложений по конкретизации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и в ее составе программы ОМС по перечню медицинских услуг и условиям их предоставления.

8.3. Проработка вопроса об организации контроля за деятельностью СМО территориальными фондами ОМС в рамках построения риск-ориентированной модели.

8.4. Решение проблемы возникновения сверхнормативных объемов медицинской помощи. Установление принципа распределения медицинской помощи между медицинскими организациями с учетом качественных показателей и потребностей ее предоставления застрахованным.

8.5. Внесение изменений в часть 13 статьи 38 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в части дифференциации размера штрафных санкций к СМО, которые должны быть соразмерны тяжести нарушений.

8.6. Законодательное закрепление статуса страховых представителей.

[1] The global financial and monetary system in 2030 World Economic Forum, May 2018,

«Потенциал страховой отрасли можно раскрыть, определив основные направления и сформировав стимулы для ее развития. Переход к целевой модели развития страхового рынка позволит ему в большей мере выполнять свою ключевую миссию – поддержание экономической безопасности, обеспечение социальной защиты граждан и предоставление долгосрочных инвестиций для развития экономики» – говорится в проекте «Стратегии развития страховой отрасли Российской Федерации на период с 2018 по 2021 годы», разработанной ВСС совместно с RAEX (РАЭКС-Аналитика) и продемонстрированной 14 ноября 2018 года в рамках XII Ежегодного форума «Будущее страхового рынка».

Основные задачи стратегии определили члены ВСС. Она не призвана заменить существующие стратегические документы ЦБ и Минфина, а, скорее, дополняет их. Документ сосредоточен на стратегических задачах, требующих законодательных изменений, по сути, это план мероприятий по совершенствованию нормативно-законодательной базы с целью содействия развитию страховой отрасли.

«Очень важно, что в стратегии удалось достичь консенсуса и участников страхового рынка, и правительства, и Банка России. В процессе работы были учтены сотни замечаний и пожеланий от Банка России и Минфина России, профессиональных объединений страховщиков (РСА, НССО, НСА), Совета по медицинскому страхованию, комитетов ВСС, членов экспертной группы комитета ВСС по GR, отдельных компаний и независимых экспертов, – отмечает генеральный директор RAEX (РАЭКС-Аналитика) Дмитрий Гришанков. – Нам довелось участвовать в сложнейшей работе ВСС по согласованию огромного числа разных мнений. На мой взгляд, итоговый документ получился взвешенным и реалистичным».

В стратегии проанализировано текущее состояние отрасли, цели, которых хотелось бы достичь, и сформулированы задачи для их достижения. Основные направления Стратегии:

  • Развитие инфраструктуры страхового рынка, повышение доверия граждан к институту страхования (включая защиту прав потребителей страховых услуг).
  • Расширение рынка страхования.
  • Развитие электронного страхования.
  • Противодействие недобросовестным практикам, борьба со страховым мошенничеством.
  • Снижение регуляторной нагрузки на страховщиков.
  • Либерализация ОСАГО. Совершенствование ОСАГО.
  • Развитие страхования жизни.
  • Совершенствование системы ОМС. Внедрение классических страховых принципов.

В стратегии рассмотрены те основополагающие задачи, выполнение которых требует законодательных изменений. При этом на базе Всероссийского союза страховщиков на постоянной основе осуществляется деятельность, направленная на развитие и решение проблем страхового рынка.

Главные меры, предложенные в стратегии, направлены на расширение страхового рынка и развитие его инфраструктуры, реализацию потенциала страхования жизни, повышение доверия к институту страхования, противодействие страховому мошенничеству, исключение избыточной регуляторной нагрузки, совершенствование ОСАГО и реформирование сферы ОМС.

Необходимость такого вида страхования была осознана после нескольких крупных аварий на производственных объектах, в результате которых был нанесён большой ущерб третьим лицам и окружающей среде.

Примером такой аварии является авария, произошедшая 3 декабря 1984 года в индийском городе Бхопале на предприятиях американской компании «Юнион Карбайд» (англ.

Union Carbide), и повлёкшая смерть, по крайней мере, 18 тысяч человек, из них 3 тысячи погибли непосредственно в день трагедии, и 15 тысяч — в последующие годы. По различным данным, общее количество пострадавших оценивается в 150—600 тысяч человек.

Тарифы на страхование ОПО по ФЗ 225

Обязательное страхование гражданской ответственности для владельцев опасных производственных объектов (ОПО)

Что нужно чтобы застраховать, без переплат, ОПО быстро и правильно?

позвоните нам(351)248-23-76

От вас лишь только требуется карта учета в государственном реестре ОПО, остальное мы сделаем сами в течении дня!

С 1 января 2012 года в Российской Федерации вводится обязательное страхование риска гражданской ответственности для владельцев опасных производственных объектов (ОПО).

У) и выясняем, что базовый страховой тариф – 0,263.

Перечень производств, признанных опасными, и правила обязательного страхования четко установлены на федеральном уровне законом 2012 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Страхование для владельца опасного производственного объекта (ОПО) обязательно.

Объектом страхования является ответственность владельцев опасного производства перед лицами, которым нанесен вред в результате техногенной катастрофы.

6-7 ФЗ №225):

  • Тип и наименование ОПО.
  • Предусмотрена/не предусмотрена разработка декларации промышленной безопасности.
  • Состав ОПО, его технические и конструктивные характеристики.
  • Потенциальный ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью третьих лиц.
  • Отсутствие/наличие страховых случаев в период действия предшествующего договора страхования.

Страховые тарифы по каждому типу (наименованию) опасных производственных объектов, а также порядок применения понижающих коэффициентов указаны в Указании Центрального банка РФ от 19 декабря 2021 г. № 4234-У (удобная табличная форма).
В данном случае объект не декларируемый, поэтому мы обращаемся к п. 2 части 1 статья 6 ФЗ №225. Согласно п.п.

«б» указанного раздела для сетей газопотребления и газоснабжения, в том числе межпоселковых, предусмотрена страховая сумма 25 млн рублей.
Обратимся к Указанию Центрального банка РФ от 19 декабря 2021 г. № 4234-У и выясним, что тариф на страхование систем газопотребления предприятия (к которым относится ваша котельная) – 0,066.

Подставляем значения в формулу: (25 000 000*0,066)/100 = 16 500 рублей – базовая стоимость страхового полиса сроком на 1 год.

Максимальный размер взносов ИП в 2021 году для пострадавших от COVID отраслей

К опасным производственным принято относить объекты, которые образуются и используются, а также подлежат переработке и хранению, транспортировке и утилизации:

  1. Вещества повышенной воспламеняемости, преимущественно газы, которые кипят при температурном режиме от 20 градусов по Цельсию.
  2. Окисляющие элементы, которые поддерживают процесс горения, воспламенения, а также окислительно-восстановительные реакции.
  3. Горючие жидкости, газы, пылевые частицы, возгорающиеся в самостоятельном порядке или при действии источника зажигания.
  4. Взрывчатые элементы, которые горят быстро и самостоятельно.
  5. Токсичные вещества, приводящие живые организмы к гибели.
  6. Элементы повышенной токсичности, которые приводят живые организмы к гибели.
  7. Вещества, опасные для окружающей среды.

К этой категории имеет непосредственное отношение оборудование, которое функционирует при давлении от 0,07 МПа и температурном режиме от 115 градусов по Цельсию. В этой же категории присутствуют объекты, которые установлены стационарно — это эскалаторы, механизмы грузоподъемного назначения.

Объекты, имеющие непосредственное отношение к категории опасных производственных, подвергаются максимально строгому контролю со стороны государственных структур.

Ведь именно данные предприятия являются максимально опасными для природы и людей. В связи с этим к лицам, которые ими обладают, предъявляется набор максимально строгих требований.

Необходимость в проведении страхования ОПО появилась после возникновения нескольких крупных аварий, в ходе которых третьи лица столкнулись с серьезным ущербом, как и окружающая среда. Например, в 1984 году такая авария произошла в Индии, вследствие чего погибло 3000 человек сразу же и 15 000 человек в последующие годы.

В связи с этим было внедрено обязательное страхование ответственности предприятий, которые являются источниками повышенной опасности.

На территории Российской Федерации до 31 декабря 2011 года действовали прежние нормы ФЗ №116, а также ФЗ №117 «О безопасности гидротехнических установок». С начала 2012 года стал действовать ФЗ №225 «Об обязательном страховании…».

В этой законодательной норме определены базовые условия страховой деятельности в отношении опасных объектов. Установление страховых сумм по закону происходит за причинение ущерба вследствие аварийной ситуации, исходя из характера ОПО.

Если в организации предусмотрена обязательная процедура разработки декларации по промышленной безопасности, используется специальная шкала, исходя из максимально возможного числа потерпевших лиц.

Если опасность угрожает 3000 человек и более, сумма страхования составляет 6,5 миллиардов рублей. Если есть риск угрозы для 10 людей и менее, страховая величина равна 10 миллионов рублей.

Если декларация не составляется, сумма страхования определяется в соответствии со следующими условиями:

  • опасные объекты нефтеперерабатывающей промышленности – 50 млн. руб.;
  • сети газового снабжения и потребления – 25 млн. рублей;
  • иные группы ОПО – 10 млн. рублей.

Размерный показатель тарифной ставки при этом находится в диапазоне от 0,05 до 4,94%. Если вести речь о рынке страхования данных объектов, лицензионные разрешения присутствовали у организаций в количестве 64 штук.

В настоящее время можно выделить ТОП-10 страховых компаний по объему премий:

  • СОГАЗ (17% рынка);
  • РОСГОССТРАХ с аналогичной долей на рынке;
  • ВСК – 11%;
  • ИНГОССТРАХ – 8%;
  • Альфа Страхование – 6%;
  • Гарантия РЕСО – 4%;
  • Согласие – 4%;
  • Альянс, МСК, ЭНЕРГОГАРАНТ – по 3% доли на рынке.

Под регистрацией принято понимать процесс, в рамках которого происходит постановка на учет и внесение данных в реестр Ростехнадзора. Делается это только в отношении ОПО, которые имеют признаки, относящиеся к ФЗ №116. Государственная пошлина не уплачивается, а само свидетельство выдается в течение 30 дней. Конкретный срок действия у него отсутствует.

Если изменения в состав ОПО были внесены, а новый опасный объект был введен в эксплуатацию, необходимо пройти процедуру, которая называется перерегистрацией. Это позволит сделать данные актуальными. До этого момента инспектор Ростехнадзора вправе выписать предписание о том, что нарушения были устранены.

Документация на регистрацию ОПО подается в специализированный компетентный орган. Порядок их подачи регулируется административным регламентом. Подача документов производится исключительно в территориальную службу по месту, где зарегистрировано юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

В 2021 году в этой области, как и в предыдущие годы, произойдет ряд важных изменений.

Основные из них связаны с принятием новых нормативных документов, которые вводят серьезные требования к организации мер по промышленной безопасности на производственных предприятиях. При этом ранее действовавшие нормативы в большей части таких случаев подлежат отмене.

Однако в отдельных ситуациях они переводятся в статус рекомендательных документов, действие которых не прекращается. Проанализируем наиболее важные из них более детально.

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?

Страховой рынок РФ к 2021 году не достигнет целевых объемов в 2 трлн. рублей.

По итогам 2020 года объем полученных страховых премий останется на уровне прошлого года — почти 1,5 трлн. рублей. В результате к 2021 году рынок не приблизится к целевому объему в 2 трлн. рублей, обозначенному Всероссийским союзом страховщиков. Такой прогноз был представлен в стратегии развития страховой отрасли РФ, подготовленной ВСС.

Позитивное влияние прежнего драйвера — страхования жизни — исчерпано, а точки роста — ДМС и страхование от несчастных случаев — пока не способны придать импульс всему рынку.

Кроме того, до конца 2020 года НКР ожидает сокращения сегмента страхования жизни. По прогнозу агентства, объем этого рынка сократится до 400 млрд. рублей, а рынка ОСАГО — до 210 млрд. рублей.

При этом вырастет сегмент страхования от несчастных случаев — на 15%, до 195 млрд. рублей. В основном это произойдет за счет увеличения комиссионного вознаграждения — средняя комиссия превысит 60%.

Рынок автокаско практически повторит результат прошлого года по объему страховых премий — 165 млрд. рублей, рынок ДМС вырастет до 180 млрд. рублей.

Рынок страхования имущества физических лиц достигнет 70 млрд. рублей.

Подавляющая часть рисков, которые считаются значимыми, не страхуется. Роль страхования в России не соответствует:

  • масштабам экономики страны;
  • вызовам, с которыми приходится сталкиваться.

Предложены следующие меры, направленных на расширение страхового рынка:

  • внесение изменений в некоторые законодательные акты, регулирующие обязательные и добровольные виды страхования;
  • введение или восстановление субсидирования в отдельных видах страхования;
  • налоговое стимулирование и др.

Смешанное страхование жизни на срок более 10 лет не превышает 10% на рынке страхования жизни. Рост страхования жизни обеспечивается, в основном, ИСЖ (инвестиционное страхование жизни).

Рынок страхования жизни должен выполнять такие ключевые функции:

  • социальную и финансовую защиту граждан;
  • привлечение долгосрочных инвестиций для стратегически важных инфраструктурных проектов.

Для раскрытия потенциала долгосрочного страхования жизни предложено:

  • законодательное закрепление долевого страхования жизни;
  • повышение размера налогового вычета;
  • определение места страховщиков жизни на пенсионном рынке.

Отмечается недостаточно высокий уровень доверия на страховом рынке. Так, объем страховой премии в расчете на одного жителя России составил всего 8,7 тысячи рублей.

Способствовать росту этого показателя могла бы поддержка идеи необходимости страхования на государственном уровне.

Развить инфраструктуру страхового рынка, повысить доверие граждан и бороться со злоупотреблениями помогут:

  • реализация мер, направленных на повышение доверия граждан к институту страхования;
  • борьба с мошенничеством;
  • устранение несоответствий и неточностей в законе о защите прав потребителей;
  • выстраивание отношений с финансовым омбудсменом;
  • оптимизация процедуры идентификации клиентов;
  • получение страховщиками доступа к различным базам данных, в т. ч. законодательное закрепление бюро страховых историй (по аналогии с кредитными историями заёмщиков).


Похожие записи:

Добавить комментарий